Главное меню

Наши именинники

 НОЯБРЬ

Радужка

Бахтина Валерия

Дружная семейка

Улыбка

Жебанов Илья

Камалутдинова Юлиана

Локтев Антон

Огоньки

Закаблучный Руслан

Застрожнева Мария

Казымов Владислав

Островок

Теремок

Мелехов Максим

Тимофеева Мария

Семицветик

Го-Чан-Хо Анна

Тельмов Артем

Звездочки

Бажан Матвей

Лесовичок

Светлячки

Бубникович Лия

Черемных Кирилл

Кузьмина Диана

Солнышко

Зырянов Илья

Семянников Прохор

Яндекс.Метрика

Статья "Речевое развитие дошкольников"

«Всегда ли мы думаем о величии и мощи языка, о мудрости его и простоте? Всегда ли мы ищем в богатейших его кладовых то верное слово, которое выражает нашу мысль и чувство, - слово, отшлифованное народом до алмазного блеска?

Нет, мы часто берем слова, лежащие наверху, - те, которые от долгого употребления стерлись в гранях и потеряли таинственную свои игру».

Леонид Соболев

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики на современном этапе развития является определение путей и способов эффективного развития познавательной сферы детей дошкольного возраста. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно.

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека.

Содержание речевого воспитания в старшем дошкольном возрасте составляет две взаимосвязанные области: обучение родному языку и способам применения языка в познавательной деятельности и общении. Речь на данном возрастном этапе выступает как область объективных отношений, которые познает ребенок, как область удовлетворения деловых, познавательных и личностных потребностей ребенка.

Качество познавательной деятельности личности в существенной мере определяется уровнем развития познавательного интереса. Становление познавательного интереса имеет начало в дошкольном детстве и продолжает свое развитие далеко за пределами данного возраста. Однако в дошкольном детстве формируются основы мироощущения, мировосприятия ребенка, закладывается фундамент многих личностных качеств.

В работах ученых установлено, что стремление к познанию различных сфер и граней окружающего мира проходит ряд ступеней или этапов развития. Ступени развития интереса обозначены как любопытство, любознательность, познавательный, а затем теоретический интерес.

Любопытство – элементарная стадия ориентировки, при которой ребенка увлекает неожиданность, новые обстоятельства, факт сам по себе. Этот период длится от 2 – 5 лет.

Далее любопытство приобретает иное качество, перерастая в любознательность, которая характеризуется активным стремлением проникнуть за пределы увиденного. Это проявляется особенно ярко в среднем дошкольном возрасте.

Особенностью познавательного интереса считают направленность не столько на результат, сколько на сам процесс познания, бескорыстность и ненасытный характер этого процесса.

Стадия теоретического интереса характерна для взрослого человека – стремление к познанию сложных теоретических вопросов, воздействие человека на мир, его переустройство.

Из своего опыта работы с детьми я отметила, что младшему дошкольному возрасту свойственно стремление к поиску информации для пополнения представлений о мире.

Дети среднего дошкольного возраста больше интересуются внешними признаками объектов, их наименованиями, размерами и т.п. Их вопросы связаны с попыткой систематизации явлений, предметов, их классификацией.

Старший дошкольник проявляет любознательность к более широкому кругу явлений.

Таким образом, необходимо подбирать такие средства, которые могут помочь ребенку обучаться чему-либо самостоятельно или с некоторой помощью со стороны взрослого.

Ребенок в своей повседневной деятельности руководствуется именно интересом: интересно или неинтересно – это критерии, по которым можно судить об отношении дошкольника к фактам, предметам, явлениям окружающего мира.

Для этого необходимо использование методов и приемов, ориентированных на развитие у детей умения замечать проблемы, ставить вопросы. Для этого мы используем:

• Рассматривание детских иллюстрированных энциклопедий, книг познавательной направленности,

• Видеоэкскурсии, в которых представлены интересные истории великих открытий, создания предметов, путешествий.

• Коллекционирование разнообразных объектов. Цель коллекционирования заключается в поиске оснований для группировки, систематизации какого-либо множества однородных объектов (растений, животных, минералов). Это могут быть реальные предметы, например образцы камней, или вырезки-картинки (изображения животных, транспорта и т.д.). Во время проведения опыта с помощью вопросов дети определяют сходство и различия между объектами, появляется возможность мыслить, доказывать свои суждения. При ознакомлении с предметами дети учатся правильно и логично излагать свои мысли, согласовывать существительные с прилагательными.

• Организация проектной деятельности. Нами был реализован проект «Кормушка»,

который позволил изучить природные явления, экосистемы. Дети выбирали птицу, которая больше всего нравится, рисовали ее, писали письмо. При подготовке писем дети получали информацию о географическом ареале, месте обитания. В рамках проекта совместно с родителями проводилась викторина «Что? Где? Когда?»

• Экспериментирование. Для организации экспериментов используются придуманные или реальные события, которые вызвали интерес у детей (свойства глины и пластилина, свойства ткани, сезонные явления)

В каждом виде исследовательской деятельности предусматривается решение речевых задач: подбор определений к различным словам, упражнения в подборе слов, разгадывание загадок. Развивается диалогическая и монологическая речь. Дети учатся правильно строить свои высказывания в соответствии с услышанным и увиденным.

Отражение освоенного опыта возможно в процессе разнообразной детской деятельности: ролевых игр («Лаборатория Юных Исследователей»), продуктивной деятельности: составление различных «детских книг», коллажей, организация викторин, игр, соревновательного характера «Умники и умницы», «Интеллектуальных турниров» с привлечение родителей, старших детей.

Отражение результатов познавательной деятельности может быть представлено в различных формах:

Портфолио

Книга открытий

Домашняя почта

Также нами используются такие приемы «Чего не хватает» (определение отсутствующей части), «Я не знаю» (поиск неизвестных слов при прослушивании песен, литературных произведений), прием обмена интересными фактами (я сегодня узнала..., я хочу об этом узнать)

Удобны в работе с детьми карты «Симантическое поле».

Симантика( от греч. semantikos – обозначающий) – раздел логики, изучающий отношения логических знаков к понятиям. Данные карты помогают сформировать у дошкольников целостную картину мира, способствуют развитию разнообразных типов связей речеязыковой деятельности (звуковой культуры речи, фонематической системы: анализа, синтеза, дифференциации звука, увеличению активного и пассивного словаря, развивают логику, мышление, совершенствуется познавательная и практическая деятельность). Спектр действий ребенка с данными картами очень разнообразен: он дорисовывает, раскрашивает, обводит, заштриховывает, группирует по различным признакам, сравнивает. Ребенок проговаривает все действия, которые он совершает. (Например, вот остановка, люди ждут транспорт. Как ты думаешь, какой транспорт нужен им? Пассажирский .Соедини с остановкой все машины пассажирского транспорта, назови его) Можно предложить обвести маркером отгадки, загадав по содержанию карты загадки, посадить перелетных птиц на ветку и т.д.

Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления:

1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Ребенок воспринимает нашу речь как образец.

2. Формирование представлений об окружающем мире. Главная задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация.

3. Развитие любознательности. О наличии у ребёнка этого качества свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организуя занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.

4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.

5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам.

Таким образом, для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие - это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но если педагог подходит к решению задач этого раздела грамотно и творчески, то проблем в усвоение задач у детей не возникнет.

cveti


Авторское право © 2019. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №109.