Главное меню

Наши именинники

 АПРЕЛЬ

Радужка

Параскива Ольга

Хушеев Артем

Черниевская Маргарита

Дружная семейка

Владимирова Арина

Кобелева Валентина

Таюрский Даниил

Улыбка

Кабанячая Зоя

Ратушенко Явника

Рахлянская София

Огоньки

Островок

Аликина Антонина

Быкова Ксения

Наборщикова Маргарита

Службин Данил

Федоров Иван

Теремок

Елтаев Кирилл 

Ратушняк Руслан

Семицветик

Абдуллоев Иброхим

Звездочки

Большедворский Роман

Лесовичок

Светлячки

Солнышко

Крыжевич Дарья

Яндекс.Метрика

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ в старшей группе «ОБЕРЕГ ДЛЯ МАМЫ»

Образовательная область: социализация Интеграция: коммуникация, художественное творчество, познание, здоровье.

Составила: воспитатель 1 кв. категории Московских И.А.

 

ЗАДАЧИ: Познакомить детей с простой куклой – закруткой. Показать последовательность изготовления объемной конструкции тряпичной куклы, развивать самостоятельность, творческие способности в общем совместном деле. Закрепить знания о свойствах ткани (цвет, форма, мягкая, твердая, гладкая, шершавая) и видах (шерсть, ситец, шелк). Формировать работу по развитию связной речи. Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.

Предварительная работа:

Беседа «Такие разные куклы».

Рассматривание иллюстраций, графических схем.

Изготовление кукол – «пеленашек».

Слушание русских народных, колыбельных песен.

Подготовка к образовательной деятельности:

Технические средства обучения: мультимедийная система (показ слайдов кукол, схемы – изготовления кукол), аудиозапись (русской народной, колыбельных песен).

Дидактический материал: ткань, цветные нитки, пуговицы, бусины, сундук, сарафан, платок, корзина.

ХОД:

Гостей группы встречают дети.

    Здравствуйте, гости дорогие! Мы Вас ждали, Проходите, пожалуйста, в нашу группу, она называется «Лесовичок». Ребенок говорит: «Меня зовут Каролина», а это наш воспитатель Ирина Александровна. Мы любим играть, лепить, рисовать, изобретать. Воспитатель: чтобы познакомиться с другими детьми и с вами, для этого поиграем в игру: «Не волнуйся, улыбнись...! Делаем большой круг, беремся за руки и поворачиваемся к соседу, говорим «Не волнуйся, улыбнись...! (называем по имени).

    Ребята, помогите мне, пожалуйста, чтобы узнать имя своего соседа, что нужно сделать? Ответы детей (спросить его имя). Берем мяч в руки и говорим: «Не волнуйся, улыбнись... (называем имя соседа) и так все по кругу с улыбкой и добротой. Вот мы с вами и познакомились.

    Воспитатель: «Добрые слова не лень, повторять хоть целый день». Ребята, вы заметили, что ни будь новое в группе? (на ковре стоит сундук). Что это? (сундук, чемодан, ящик). Это сундук. Как вы думаете, для чего он нужен? (хранить вещи, игрушки, спрятаться). Есть ли такой предмет в ваших домах? Почему? Предлагаю детям потрогать, постучать, погладить по нему. Какой он? Ответы детей: (красивый, необычный, деревянный, крепкий). В старину говорили «добротный», так как он долго служил людям. А как нам его открыть? Выслушиваю ответы детей. Предлагаю сказать волшебные слова. Послушайте какие: «Фу-ты, ну - ты, лапти гнуты, сундучок- сундучок, открывай-ка свой бочок!» Давайте все вместе скажем эти слова ласково, как в старину разговаривали с вещами. Вот он и открылся. Ребята, посмотрите, что в нем лежит? Предложить детям доставать по одной вещи. Что это? Это сарафан. Как вы думаете, сейчас носят такие сарафаны? Их носили в старину все русские женщины. А это что? Платок. Предлагаю детям рассмотреть его, потрогать и рассказать о нем: чем украшен, какой на ощупь, какой формы. Ответы детей (мягкий, большой, яркий, приятный, украшен кистями). Как хочется все это одеть на себя! Я примеряю на себя этот наряд.

«Ребята, кто я теперь?» (бабушка). А вы мне кто? (внучата). Включаю музыку и предлагаю детям сесть на скамейку: «Давайте сядем рядком, да поговорим ладком».

    Вечером мамы, бабушки и дети собирались на посиделки. Рассказывали сказки, пели песни, водили хороводы. Да не просто так сидели, руки делом занимали. Хотите узнать, какими делами занимались на посиделках? А поможет нам узнать вот это зеркало. Зеркало волшебное, зеркало старинное, покажи нам чудо – чудное, диво – дивное! На экране появляются слайды кукол. Что вы видите в зеркале? (куклы из ткани, игрушки). Правильно, мои внучата. Это старинные русские куклы. В старину такие куклы мастерили почти в каждом доме. Кто из вас мне скажет, из какого материала раньше делали кукол? (из ткани, соломы). Какие ткани вы знаете? (ситец, шелк, шерсть). Из какой ткани лучше сделать таких кукол? Как называли этих кукол? («бессонница», «пеленашка», «куватка»). Ответы детей сопровождаются показом слайдов на экране.

    «Ох, что же это я! Совсем забыла, в моей корзинке есть такие куклы». Достаю из корзинки куклу «бессонницу». Предлагаю всем детям ее подержать, потрогать. Как вы думаете, почему ее так назвали? Это магическая колыбельная кукла – «бессонница». Когда без видимой причины ребенок начинал плакать, мать чтобы его успокоить, клала в колыбель куклу, приговаривая: «сонница – бессонница, не играй моим дитятком, а играй этой куколкой». Такая кукла оставалась в доме навсегда. Кто из вас хочет побыть мамой? Ребенок берет куклу, гладит ее, кладет в колыбель и приговаривает.

    А что делали ваши мамы, когда вас укладывали спать? Предлагаю детям спеть колыбельную песенку. Один из детей берет из корзинки следующую куклу, называет ее имя и объясняет почему куклу так назвали. Для чего делали такую куклу? Эту куклу мама делала перед рождением ребенка с молитвой, с мыслями о будущем ребенке: ткани для изготовления были родными, уже ношенными от сарафана мамы, рубахи отца. Раздаю кукол – «пеленашек», предлагаю взять их в руки и выразить свои эмоции движением, жестами. Ребята, чего нет у этих кукол? В старину лицо кукле не рисовали, так как считали, что она приобретет душу и сможет навредить ребенку. Все эти куклы были оберегами для людей. Как вы понимаете это слово оберег? Кукла хранит, оберегает от зла, от беды. А вы хотели бы сделать такую куклу своими руками? Сегодня в первый раз мы попробуем изготовить не сложную куклу – закрутку. Показ на экране этой куклы. А делать будем кукол вместе с дружками. Проводится игра с мячом «Я дружок». Дети подходят к гостям, выбирают себе друга и говорят слова: «Посмотрю на эти лица, с кем бы здесь мне подружиться? Я, Каролина - малина, а вы кто? – бросает мяч. И так все дети. После игры с другом приглашаю пройти в нашу мастерскую.

Что нам понадобится для изготовления кукол? Почему здесь нет ножниц и иголок? Правильно, ножницы и иголки не нужны, потому что считалось, если человек поранится, когда будет делать куклу, то кукла будет нести плохое настроение, страх и боль. Помните, куклу нужно делать с добрым сердцем, хорошим настроением, чтобы человеку, которому вы ее подарите, она принесла счастье. На экране последовательность изготовления куклы. По мере рассматривания делаю свой показ:

Сначала беру ткань. Какого цвета, формы ткань? Какая она на ощупь? Что показывает наше зеркало? Свернуть ткань в трубочку, закрепить ее ниткой. Что это у куклы? Это будет туловище. Что делаем дальше? Берем ткань белого цвета, сворачиваем трубочкой, закрепляем ниткой с двух сторон. Что это будет? Это будут руки куклы. Чего не хватает у куклы? Надо сделать талию, завязав ее вокруг ниткой. Моя кукла готова. Чтобы кукла стала красивая, я ее украшу. Как это можно сделать? Сделаю из лоскутка ткани сарафан, соберу на нитку бусинки и одену на куклу.

Попробуйте и вы вместе с дружками сделать своих кукол. Самостоятельная деятельность детей под русскую народную музыку.

Вот куклы и готовы.

    Встанем все в круг и познакомим со своими куклами, дадим им имена. Поработали на славу, а сейчас можно и хоровод поводить. Дети ставят своих кукол на стол в круг, а сами заводят хоровод.

Воспитатель: «Девицы, красавицы,

Душеньки, подруженьки,

Разыгрались, девицы,

Разыгрались, милые!

Затяните песенку

Песенку заветную,

Заманите молодца.

К хороводу нашему...»

Молодцы! Веселый, дружный хоровод у нас получился! Давайте принесем хорошее настроение нашим дружкам и подарим этих кукол.

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ в старшей группе «ОБЕРЕГ ДЛЯ МАМЫ» образовательная область (социализация)

Интеграция: коммуникация, художественное творчество, познание.

Составила: воспитатель 1 кв. категории Писаренко И.А.

Цель: Познакомить детей с простой куклой-закруткой, показать последовательность изготовления тряпичной куклы и научить детей мастерить её самостоятельно. Развивать у детей интерес к познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; творчество. Обратить внимание на необходимость правильного подбора ткани, развивать чувства цвета, формы, пропорции. Продолжать работу над формированием связной речи. Приобщать к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.

Предварительная работа:

1. Беседа на тему: «Такие разные куклы»

2. Рассматривание иллюстраций, графических схем.

3. Слушание русских народных, колыбельных песен.

4. Изготовление кукол-пеленашек.

Подготовка к образовательной деятельности: схемы, сундук, сарафан, ткань, нитки, музыка.

Ход занятия:

Здравствуйте, гости дорогие! Мы вас ждали, проходите, пожалуйста, в группу. Давайте с вами познакомимся, для этого поиграем в игру «Не волнуйся, улыбнись...!» Делаем большой круг, беремся за руки и поворачиваемся к соседу справа, говорим «не волнуйся, улыбнись», и так все по кругу с улыбкой и добротой, можно по имени, если знаете имя соседа.

Добрые слова не лень.

Повторять хоть целый день.

    Ребята, а вы ничего не заметили нового в группе? ( на ковре стоит сундук). А сундук-то, красивый, большой, наверное, волшебный. А как же нам его открыть. Выслушиваю ответы детей, предлагаю сказать волшебные слова: «Сундучок – сундучок, открывай-ка свой бочок». Давайте все вместе скажем эти слова ласково, тихо ( предлагаю его погладить, приговаривая: «Ой, какой хороший сундучок». Вот он и открылся.

    Ребята, посмотрите: «Что это?» ( это сарафан)

- А как вы думаете, кто носит такие сарафаны? Их носили в старину все русские женщины.

- А можно я его примерю? Еще вот такой красивый платок.

Надеваю на себя атрибуты бабушкиного наряда.

- Ребята, кто я теперь? ( бабушка); А вы мне кто? ( внучата)

Предлагаю детям сесть на скамейку: «Давайте сядем рядком, да поговорим ладком».

Вечером дети, мамы и бабушки собирались на посиделки, рассказывали сказки, пели песни, водили хороводы и делали кукол.

В старину игрушки мастерили почти в каждой семье. Кто из вас, мои внучата, мне скажет, из какого материала раньше делали кукол? ( кукол делали из ткани). Кто помнит их имена? ( «бессонница», «пеленашка», «куватка»). По мере ответов детей достаю кукол из корзинки.

Как вы думаете, почему их так назвали?

Звучит музыка. Детям предлагаю выбрать куклу и поиграть с ней в соответствии с её именем.

Почему все куклы делали без лица? ( В старину лицо кукле не рисовали, так как считали, что она приобретет душу и сможет навредить ребенку)

Куклы были оберегами для людей.

Как вы это понимаете? Ребята, а вы хотели бы сделать такую куклу своими руками? Я предлагаю вам смастерить такую куклу-оберег со своими дружками.

Проводится игра: «Я дружок» ( с мячом)

Дети подходят к гостям и говорят слова: «Посмотрю на эти лица, с кем бы здесь мне подружиться? ( ребенок называет свое имя ласково и предлагает это сделать своему дружку) ( Я, Каролиночка-малиночка – бросает мяч)

После игры дети с другом проходят в мастерскую

- Что есть в нашей мастерской?

- Что нам понадобится для изготовления кукол?

- Почему здесь нет ножниц и иголок?

Правильно, ножницы и иголки не нужны, потому что считалось, если человек поранится, когда будет делать куклу-оберег, то кукла будет нести плохое настроение, страх и боль. Помните, куклу нужно делать с добрым сердцем, хорошим настроением, чтобы человеку, которому вы её подарите, она принесла счастье!

    Предлагаю детям рассмотреть схему изготовления. Сегодня мы попробуем изготовить куклу-куватку. По мере рассматривания схемы делаю свой показ.

Вот какая кукла у меня получилась. А теперь попробуйте и вы вместе с вашими дружками.

Самостоятельная деятельность детей под русскую музыку. Во время работы предлагаю детям украсить свою куклу ( сделать бусы из пуговиц, одеть нарядную юбку)

    Поработали на славу, а сейчас можно и хоровод поводить. Дети и взрослые ставят своих кукол на стол в круг.

«Девицы, красавицы,

Душеньки, подруженьки,

Разыгрались, девицы,

Разыгрались, милые!

Затяните песенку

Песенку заветную,

Заманите молодца

К хороводу нашему...»

Молодцы! Так что же нового вы сегодня узнали? А сейчас подарите этих кукол своим дружкам.

Используемая литература:

1. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Программа «Детство», 2010г.

2. Журнал Цветной мир. Автор И.А. Лыкова «Народные игрушки», №1, 2009г.

cveti


Авторское право © 2019. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №109.