Главное меню

Наши именинники

 НОЯБРЬ

Радужка

Бахтина Валерия

Дружная семейка

Улыбка

Жебанов Илья

Камалутдинова Юлиана

Локтев Антон

Огоньки

Закаблучный Руслан

Застрожнева Мария

Казымов Владислав

Островок

Теремок

Мелехов Максим

Тимофеева Мария

Семицветик

Го-Чан-Хо Анна

Тельмов Артем

Звездочки

Бажан Матвей

Лесовичок

Светлячки

Бубникович Лия

Черемных Кирилл

Кузьмина Диана

Солнышко

Зырянов Илья

Семянников Прохор

Яндекс.Метрика

Статьи

СТАТЬЯ

Социо-игровая технология как эффективный метод развития детей дошкольного возраста

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Зачастую, по отношению к детям воспитатель занимает позицию лидерства, не хватает терпения дать детям сыграться, разыграться, получить удовольствия от доигрывания, от самой игры; воспитатель прерывает детей своими поспешными объяснениями и показами. Главным положительным качеством детей считает беспрекословное послушание, исполнительность, бесконфликтность. Основная форма совместного поведения: ребёнок - воспитатель. Дети смотрят на воспитателя, как на источник поощрения и порицания. Приспосабливаются к его требованиям, а приятельские отношения со сверстниками воспринимаются как нечто неважное, второстепенное. Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики - не слишком управлять…..» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни. Соответствовать данному утверждению нам помогает современная педагогическая технология «Социо-игровая педагогика» представленная Шулешко, Ершовой и Букатовым.

Социо-игровая технология - это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Все мы знакомы с пословицей «Делу - время, потехе - час», но в СИТ эта пословица не работает, в этой технологии - дело и потеха в единстве, т.е. дети выступают инициаторами, сами выбирают дела, средства, партнеров, сами подчиняются договору, общим правилам, сами участвуют в защите своего общего продукта, сами оценивают работу других детей.  

В рамках этой технологии выделены задачи:

  • Формировать умение у детей считаться с интересами замыслами товарищей, добиваясь общей цели, оказывать помощь друг другу;
  • Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
  • Способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
  • Воспитать партнёрские взаимоотношения детей: их дружеское расположение, желание и умение сообща играть.

Социо-игровая технология предполагает новые подходы в воспитании и обучении детей через взаимосвязь игры и обучения, изменение позиции взрослого, ориентацию на личностный подход к детям. Найти подход к каждому ребёнку, выяснить его проблемы, воспитать в нем чувство коллективизма помогают социо - игры. Если «социо» - это малая группа, то игра - ведущая деятельность, основное и любимое занятие детей, позволяющее ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой организации детской жизни. Разрушается барьер между педагогом и ребёнком, педагог является равноправным партнером. Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными исполнителями указаний педагога. Дети самостоятельны и инициативны, сами устанавливают правила игры. Дети учатся договариваться, общаться (выполнять роль говорящих и роль слушающих). Воображение и мышление детей, не скованные страхом перед неудачей или насмешкой, дети раскрепощаются. В игре интересно и педагогу и детям, они вместе смеются, огорчаются, волнуются, ошибаются и исправляются. Через социо-игры в детях воспитываются такие качества личности, которые помогают «врастанию» его в общество сверстников (организованность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность).

Также, социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнения товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

Существует 6 основных правил в работе с детьми по социо-игровой технологии:

  • Работа в микрогруппах, как их ещё называют «компании», в шестёрках, четверках, тройках, в парах.
  • «Смена лидерства» - т.е. снятие судейской роли с педагога и передача её детям , что предопределяет снятие страха ошибки у детей.
  • Вариативность - обучение сочетается с двигательной активностью, сменой мизансцен (т.е. обстановки), дети могут общаться, выполнять задания, упражнения в разных уголках группы: на полу, за столами, в приемной, в любимых уголках.
  • Движение и активность - смена темпа и ритма.
  • Социо-игровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности
  • В своей работе мы ориентируемся на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток»

Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

Авторы социо-игровой технологии предлагает разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:

  • Игры-задания для рабочего настроя - главная задача игр пробудить интерес друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее внимание и настрой на выполнение задания. (Строим буквы, Волшебная палочка).
  • Игры-разминки (разрядки) - объединяются своей всеобщей доступностью, элемент соревнования смешного, несерьезного выигрыша; игры дадут детям размяться. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. (Руки-ноги)
  • Игры социо- игрового приобщения к делу - могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий.
  • Игры творческого самоутверждения - при их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия.
  • Игры вольные (на воле) - игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате.

Социо-игровой стиль предполагает сотрудничество воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, учителем логопедом, педагогом психологом. Взаимодействие обеспечивает эффективную социализацию, принимающую сегодня особую актуальность. Руководствуясь общими целями, программным содержанием и методами педагогической деятельности все педагоги дошкольного учреждения вживляют, ассемблируют их в индивидуальный вариант деятельности каждого из них.

Использование социо-игровых методик дает детям:

  • Развитие и укрепление интереса к занятию
  • Возможность двигаться во время занятия
  • Выступать на занятиях в разных ролях
  • Улучшение психофизического здоровья детей

«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».

А.П.Ершова, В.М.Букатов

 

СТАТЬЯ

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОПАСНЫХ СИТУАЦИИЯХ НА ДОРОГЕ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

       Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов - детей. Научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности - одна из важнейших педагогических задач, причём задач "дальнего прицела". Ведь с бережного отношения к своей жизни начинается отношение к любой другой жизни как безусловной ценности.

В нашем детском саду, начиная с младшего дошкольного возраста, мы знакомим детей с правилами дорожного движения. Наша задача сформировать у детей навыки безопасного поведения в дорожной ситуации и положительное отношение к решению данной задачи. Большое влияние на формирование поведения ребенка на улице играет поведение взрослых на дороге.

     Важно ребенка не пугать улицей, движением транспорта, а наоборот, развивать в нем ответственность, уверенность, внимание, собранность. Ребенок должен осознать понятие «близко», «далеко», «слева – справа», «сзади», «по ходу движения». Ведь часто отсутствие этих качеств, становится причиной дорожных происшествий.

      Моя задача, как педагога, показать значимость знания детьми дошкольного возраста правил дорожного движения, так как, при переходе ребенка из детского сада в школу, он должен уметь ориентироваться в пространственном окружении, наблюдать и оценивать дорожные ситуации, владеть навыками безопасного поведения в различных ситуациях.

      Самый лучший пример для ребенка – это пример взрослых. Если мамы и папы будут нарушать правила дорожного движения, то и дети тоже будут их нарушать. Дома родители могут своими словами рассказать о правилах дорожного движения, идя по улице из детского сада, поговорить с малышом о транспортных средствах, объяснить их особенности. Процесс восприятия ребенком информации о правилах дорожного движения будет положительным, если взрослый будет обращать внимание ребенка на проблемные ситуации, происходящие на дороге или на пешеходов, которые нарушили эти правила. Во время прогулки с ребенком можно использовать вариант ненавязчивых рассказов, включая в них варианты дорожных ситуаций. Главная задача родителей и педагогов доступно разъяснять правила, а при выборе форм обучения донести до детей смысл – опасности несоблюдения правил.

      Очень действенным методом является чтение детям стихов, загадок, рассказов, посвященных безопасности движения. Соблюдение правил дорожного движения важны, и при переходе через пешеходный переход, и во время групповых походов в сопровождении воспитателей.     

     При обучении детей правилам дорожного движения, я использую различные методические материалы. Это детская художественная и методическая литература, плакаты, иллюстрации, конспекты занятий, дидактические игры, подвижные игры, стихи, загадки. Знания детей о правилах дорожного движения хорошо закрепляются в совместной творческой деятельности.

         Используя в своей работе игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности, мы помогаем воспитанникам планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающих элементарные общепринятые нормы и правила поведения на улице и в транспорте.

             Для родителей на стенде «Безопасное поведение на улицах города» размещена интересная информация по ознакомлению с правилами дорожного движения.

  Целью этой работы является создание в группе условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Задачи:

-формирование  навыков  безопасного поведения на дорогах у детей через практическую деятельность;

-закрепление  правил дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства;

 -продолжение  работы по обогащению словаря, развитию  диалогической речи;

 -обучение детей применению своих знаний в конкретных ситуациях;

-повышение педагогической  грамотности родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.

Работу по профилактике дорожно-транспортных происшествий я строю в соответствии со следующими  принципами организации образовательного процесса:

Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.

Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей  реализующихся в образовательном процессе.

Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.

Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

        Только в тесном сотрудничестве детского сада, семьи и дорожно-патрульной службы, полученные дошкольниками знания и усвоенные правила, станут нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

         Считаю данную работу на современном этапе развития системы дошкольного воспитания перспективным направлением для расширения деятельности и укрепления позиции дошкольных образовательных учреждений.

cveti


Авторское право © 2019. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №109.