Главное меню

Наши именинники

 НОЯБРЬ

Радужка

Бахтина Валерия

Дружная семейка

Улыбка

Жебанов Илья

Камалутдинова Юлиана

Локтев Антон

Огоньки

Закаблучный Руслан

Застрожнева Мария

Казымов Владислав

Островок

Теремок

Мелехов Максим

Тимофеева Мария

Семицветик

Го-Чан-Хо Анна

Тельмов Артем

Звездочки

Бажан Матвей

Лесовичок

Светлячки

Бубникович Лия

Черемных Кирилл

Кузьмина Диана

Солнышко

Зырянов Илья

Семянников Прохор

Яндекс.Метрика

Тренинг

Тренинг для родителей будущих первоклассников

«Школа – это здорово!»

Задачи: 

- помочь родителям в решении проблем адаптации ребенка к школе и формирования психологической готовности к обучению.

- развивать стрессоутойчивость, способствовать снятию тревоги.

- совершенствовать коммуникативные способности.

- познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляция;

- создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;

- совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

Оборудование:

Для упражнения «Ваша реакция» необходимо подготовить набор разноцветных карточек «Ваша реакция», на которых написаны высказывания: «Уверенность в своих силах, воодушевление, позитивный настрой» (зеленая карточка), «Чувство вины, отчаяние» (голубая), «Обида, нежелание идти в школу, злость» (красная), «Неуверенность в себе, чувство тревоги» (желтая).

Ход

I раздел - Вводная часть

Психолог: Добрый день, уважаемые родители! (дать установку педагогам на то, что этот тренинг рассчитан на родителей). Сегодня наша встреча пройдет в форме тренинга. В первой части мы с вами снимем с себя напряжение, уберем страхи и опасения. Во второй части научимся быть опорой для своих детей, их первыми помощниками.

И нашу встречу хотелось бы начать со знакомства.

  1. Знакомство

Упражнение «Имя-качество»

Давайте познакомимся поближе. (Все родители сидят в кругу.) Каждый из вас сейчас по очереди называет свое имя и какое-то прилагательное (качество, которое начинается на первую букву имени (при затруднении - на вторую). Например, Ирина - инициативная (игривая, изобретательная, интеллектуальная, интересная).  (Родители выполняют упражнение)

  1. Разминка

Упражнение «Порядковый счет»

Ход: Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит «один» и смотрит на любого участника игры, тот, на кого он посмотрел, говорит «два» и смотрит на другого.

II раздел – Основная часть

(1 часть основной части)

Психолог: Безусловно, все родители заинтересованы в том, чтобы их дети хорошо учились. Поэтому многие из вас уже начали готовить своих детей к поступлению в школу: записали на подготовительные курсы, кружки, приобрели разнообразные познавательные игры, прочитали уйму литературы по вопросу подготовки детей к школе.

Но знаете ли вы, что для успешности обучения первоклассника важен и психологический настрой родителей?

Поэтому я, для начала, предлагаю Вам выполнить несколько несложных упражнений, помогающих научиться самостоятельно выравнивать нестабильное эмоциональное состояние, снимать психологическое напряжение, возникающее в моменты сильного волнения – тревоги или даже злости.

Итак, начнем с первого приема.

Упражнение «Эндорфин»

Сложите руки в замок перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки. Психофизиологами отмечено, что во время потягивания в кровь вбрасывается небольшая порция эндорфина – «гормона счастья».

Упражнение «Улыбка» 

Улыбнитесь себе как можно шире, покажите зубы (помогает снять мышечное напряжение).

Упражнение «Кулачки»

Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулаки. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.

Упражнение « Левостороннее дыхание»

Пальцем зажимаем правую ноздрю. Дышим левой ноздрей спокойно, неглубоко.

Упражнение «Мышечная релаксация»

Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.

  • Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.
  • Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.
  • Напрягите и расслабьте икры.
  • Напрягите и расслабьте колени.
  • Напрягите и расслабьте бедра.
  • Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.
  • Напрягите и расслабьте живот.
  • Напрягите и расслабьте спину и плечи.
  • Напрягите и расслабьте кисти рук.
  • Напрягите и расслабьте предплечья.
  • Напрягите и расслабьте шею.
  • Напрягите и расслабьте лицевые мышцы.
  • Затем посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что вы медленно плывете, - вы полностью расслабились.

Упражнение «Тигриное рычание»

Вы пришли с работы, и ваше настроение далеко от праздничного, нервы натянуты, вот-вот взорветесь агрессией, которую тщательно приходилось сдерживать весь рабочий день. Не ждите, когда кто-либо из членов семьи подаст вам повод для взрыва. Подойдите к зеркалу, посмотрите в глаза своему отражению и... рычите. Громко. С выражением. Излейте в рыке всю ярость, гнев, обиду. Как настоящий тигр, рвущий добычу. Кстати, вибрации, которые неизбежны во время такого рычания, благотворно сказываются на организме - по тому же принципу, как поглаживание урчащей кошки.

Теперь продемонстрирую несколько упражнений, направленных на коррекцию тревоги и страхов, связанных с негативными ожиданиями и опасениями.

Сядьте удобнее и закройте, пожалуйста, глаза. Внимательно слушайте то, о чем я Вам буду говорить.

Упражнение «Зубной кабинет»

Рекомендуется для тех, кто испытывает повышенную тревожность и беспокойство.

Инструкция психолога

  1. Подумайте о том, что вы записались к зубному врачу. В тот день, когда назначен ваш визит, вы собираетесь и идете в зубопротезную клинику. Входите в парадные двери, поднимаетесь на нужный этаж и открываете дверь в зубной кабинет. Смотрите на часы, они показывают назначенное вам время.
  2. Вы проходите и садитесь в кресло. Справа от вас – стеклянная тележка с медицинскими инструментами, вы смотрите на них и чувствуете, как будто эти холодные металлические предметы неприятно касаются ваших десен и зубов. Слева – бормашина, неприятный звук которой, как вам кажется, вы уже слышите. Словом, при рассмотрении зубного кабинета ваше внутреннее напряжение постепенно возрастает.
  3. Сзади от вас открывается дверь, и кто-то входит. Вы не успеваете обернуться, как медсестра говорит: «Сегодня врач не придет. Он немного простужен. Давайте, я перепишу ваш талон на другое время». Вы с облегчением вздыхаете и выходите из кабинета.

Психолог К. Шрайнер, автор этого упражнения, писал, что в жизни многие из нас ведут себя так, будто они – в зубопротезном кресле. Мы нервничаем, волнуемся, напряжены, тревожимся, что впереди – что-то плохое и неприятное. Еще ничего не произошло, а мы заранее уже переживаем и боимся невзгод.

А нужно всего лишь подождать и посмотреть, произойдет ли событие, которое может нас расстроить. Возможно, ничего плохого не будет, и мы только потом поймем, что зря волновались.

Для следующего упражнения я попрошу Вас выйти из-за столов и встать в круг.

Упражнение «Космонавты»

Участники стоят с закрытыми глазами в кругу, взявшись за руки. Круг символизирует борт космического корабля, а пространство в центре круга – открытый космос.

Музыкальным сопровождением может быть любое произведение, связанное с образами космоса. В процессе звучания музыки участники могут выходить в «открытый космос» – в центр круга, двигаясь с закрытыми глазами. Выходя из круга, участник обязательно должен сомкнуть за спиной руки своих соседей, чтобы сохранить целостность «космического корабля».

Находясь в открытом «космосе», он может кого-нибудь встретить. При этом нужно постараться осторожно обойти «неизвестный объект». Из «открытого космоса» можно вернуться на «корабль» – снова встать в круг, можно вообще не выходить в «космос» и стоять все время на месте, можно выходить несколько раз.

Главное условие игры: нельзя открывать глаза. Особый смысл это условие приобретает при звучании музыки с таинственными, загадочными образами, необычными, фантастическими красками. В этом случае для того, чтобы выйти в «открытый космос», понадобится смелость и решительность.

А теперь я предлагаю Вам присесть на свои места.

(2 часть Основной части)

Психолог: Психологами отмечено, что в подготовке детей к школе особенно необходима работа с родителями, поскольку именно близкие люди являются наиболее значимыми для дошкольника. Практика показывает, что многим родителям, даже имеющим высшее образование, не хватает теоретических знаний по различным вопросам воспитания и обучения: нужно знать об особенностях развития ребенка, об организации его жизнедеятельности в последние месяцы перед школой, о средствах, помогающих повысить желание ребенка идти в школу.

Все родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение читать и считать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности. В этой ситуации очень важны установление теплых отношений ребенка с учителем и поддержка родителей.

И я, как психолог, предлагаю вам небольшую помощь в развитии необходимых навыков сотрудничества с вашими детьми. В обучении эффективным способам общения с детьми, методам и приемам оказания им психологической поддержки.

Вот одно из них.

Упражнение на визуализацию «Погружение в детство»

Сядьте удобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Если вы хотите откашляться, сделайте это сейчас. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию. Оно ровное, спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, и рядом с вами идет близкий человек. Посмотрите, кто это? Как он выглядит, во что одет? Вы берете его за руку и чувствуете его теплую надежную руку. Вам хорошо. Вы чувствуете надежную защиту и опору, вместе вам ничего не страшно. Вы уверенно и смело шагаете по весенней улице. Затем вы отпускаете руку и весело убегаете вперед, но не далеко. Останавливаетесь, ждете своего близкого человека и вновь берете за руку. Вдруг вы слышите незнакомый смех, поднимаете голову и видите, что держите за руку совершенно другого человека. Что вы чувствуете? Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему и снова крепко берете за руку. Вы идете дальше вместе и весело смеётесь над тем, что произошло. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда вы будете готовы, вы откройте глаза.

В этом сюжете актуализируется чувство привязанности и переживание потери, хотя и мгновенной, близкого человека. Ситуация может пробудить в участниках тренинга как теплые так и тревожные чувства, она позволяет побыть ребенком и осознать, что значит присутствие надежного взрослого в этом возрасте, роль родителя в формировании уверенности в дальнейшей жизни.

Ведущий предлагает участникам поделиться своими эмоциональными переживаниями.

Позвольте вам дать рекомендацию. Возьмите за правило, перед сном посидите возле кроватки 15 минут и посплетничайте с ребенком. Как прошел день, кто его обидел, что было хорошего в этот день. И потом обнимите ребенка и скажите, что вы его очень любите и никогда его в обиду не дадите. Поверьте – это важно.

Психолог: Хорошо, если ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать вашу поддержку. Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. И как важно найти правильные точные слова, чтобы объяснить первокласснику непонятную задачу, или правило по русскому языку? Данное упражнение поможет Вам осознать это.

Упражнение «Ваша реакция»

Психолог: Вам будут даны карточки, как с негативными, так и с положительными эмоциями, которые вы можете встретить на лице у ребенка, провожая его в школу или, по приходу со школы.

Вы на несколько минут превратитесь в детей. А я буду вашим папой. Представьте, что вы показываете мне тетрадь с некрасиво (неправильно, неаккуратно) написанными буквами или цифрами или неверно выполненным заданием. Подумайте, какую реакцию может вызвать у ребенка каждое мое высказывание, и поднимите соответствующую карточку.

Раздает родителям набор разноцветных карточек «Ваша реакция», на которых написаны высказывания: «Уверенность в своих силах, воодушевление, позитивный настрой» (зеленая карточка), «Чувство вины, отчаяние» (голубая), «Обида, нежелание идти в школу, злость» (красная), «Неуверенность в себе, чувство тревоги» (желтая).

Психолог поочередно, очень эмоционально произносит фразы, сопровождая их соответствующим выражением лица и жестами. Задача родителей отреагировать на эти фразы, какой-либо из карточек или даже не одной.

- Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера, а в следующий раз будет еще лучше.

- Да пойми же ты, что без образования в наше время ты – ноль!

- Не расстраивайся! Я обязательно тебе помогу сделать это задание.

- Вечно за тебя приходится краснеть!

- Ты молодец, что стараешься выполнять задания учителя правильно.

- Так никуда не годится! Ты должна стараться делать все правильно!

- Ты, наверное, до окончания школы будешь двоечником!

- Я тебя люблю и уверен, что у тебя все получится!

- Если ты напишешь еще лучше, я буду любить тебя еще сильнее.

- Ты разгильдяй! Вечно у тебя все шиворот на выворот!

- Ну, ничего! В следующий раз у тебя получиться лучше!

- Учись! Тебе это в жизни пригодится!

- Если ты будешь стараться все сделать лучше, то я куплю тебе ролики.

- Ты лентяйка! Только и думаешь чем бы тебе заняться, только не уроками!

Родители показывают карточки, которые, на их взгляд, соответствуют реакции ребенка на то или иное высказывание.

Теперь еще одна игра похожей направленности.

Упражнение «Я сильный – я слабый»

Психолог: Я предлагаю вам проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. С этой целью мы выполним следующее упражнение. Для этого нам необходимо разбиться на пары. Теперь, пожалуйста, встаньте лицом друг другу и вытяните навстречу ладони правой руки. Один из Вас выполняет роль провокатора, а другой – роль реагирующего. Распределите сами, кто кем будет. Не беспокойтесь, потом Вы этими ролями поменяетесь.

Итак, задача провокатора, молча давить на ладонь реагирующего (в разумных, конечно же, пределах). Задача реагирующего упираться, говоря при этом уверенно, громко и решительно: «Я сильный!». Проделаем то же самое, но сейчас реагирующим нужно говорить: «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, то есть печально, тихо, уныло... Молодцы! А теперь я предлагаю Вам поменяться ролями.

Вот видите, как поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.

Психолог: Надеюсь, вы поняли, как важны для ребенка ваше внимание, ваше мнение, ваше уважение к нему как к личности. Помогите своим детям почувствовать радость познания, вселите в них уверенность в собственных силах. Ваши такт и терпение помогут им не только в учебе, но и в любых жизненных ситуациях.

III раздел. Заключительная часть

Психолог: На этом наша встреча подошла к концу. Возможно, не все вопросы, связанные с поступлением ребенка в первый класс, мы смогли освятить, но постарались сделать нашу сегодняшнюю встречу максимально познавательной и интересной для вас.

Обратная связь (Рефлексия)

Участникам предлагается обменяться впечатлениями о занятии с помощью светящегося фонтана.

Психолог: Вы можете высказать все, что чувствуете и думаете о нашей встрече. Было ли что-то новым, полезным, интересным для Вас? Может это будут какие-нибудь пожелания, рекомендации педагогу-психологу.

Ритуал прощания

Все друг другу аплодируют и дружно говорят «Спасибо за активную работу!».

 

 

 

cveti


Авторское право © 2019. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №109.