Вы здесь: Главная
Мастерская педагога
Татаренко Ольга Александровна
Делюсь опытом с коллегами
Проект "Искру туши..."




Педагогический проект на тему
«Искру туши до пожара, беду отводи до удара»
Актуальность темы
Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья – одна из важнейших сторон практических интересов человечества с древних времен до наших дней. В условиях современного общества вопросы безопасности жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека.
Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Ребенок часто является источником опасности. Своими действиями или бездействием он может создать для себя и окружающих реальную угрозу жизни и здоровью. Одной из самых распространенных причин чрезвычайных событий является пожар.
Высокий уровень детской смертности и травматизма во время пожаров в России во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, процесса обучения дошкольников в области пожарной безопасности. Поэтому решение этой проблемы является актуальной и значимой.
Обучение детей действиям в экстремальных ситуациях – сложный и многоплановый процесс, который не должен ограничиваться рамками образовательного процесса в дошкольном учреждении.
«Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых обладает своим особым содержанием и дает ребенку определенный социальный опыт». Только во взаимодействии друг с другом мы можем создать оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Задача взрослых, педагогов и родителей состоит в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, знакомить с правилами пожарной безопасности, готовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
Идея данного проекта появилась по инициативе наших воспитанников и была вызвана их интересом к данной проблеме.
Мы решили совместно с родителями вплотную заняться решением этого очень важного вопроса. Нами была приобретена наглядность, плакаты, разработаны картотеки, наборы открыток, подобраны книги с рассказами и стихами о пожарной безопасности. Мы разработали проект длительностью (3 месяца) «Искру туши до пожара, беду отводи до удара».
Цель проекта: формировать у детей осознанное выполнение правил поведения обеспечивающих сохранность жизни и здоровья, объединить усилия педагогов и родителей по приобщению детей к основам пожарной безопасности, обучить правильным действиям в пожароопасных ситуациях.
Задачи проекта: для достижения намеченной цели поставили следующие задачи:
- Формировать навыки осторожного обращения с огнем
- Расширять представления о причинах неосторожного обращения с огнем
- Освоить правила оказания первой помощи
- Воспитывать осторожность в обращении с огнем
- Воспитывать уважение к труду работников МЧС
- Формировать умение совместно заниматься каким-либо видом деятельности
- Побуждать детей объединяться на основе общего интереса.
Ожидаемые результаты:
- Расширить представления о правилах пожарной безопасности
- Сформировать осознанное отношение при пользовании электроприборами
- Сформировать умения способствующие развитию коммуникативных навыков
- Изменить отношение к данной проблеме всех участников проекта
- Повышение компетентности участников педагогического процесса (детей, педагогов и родителей) по вопросам пожарной безопасности.
План реализации проекта:
Данный проект был рассчитан на 3 месяца и проходил в три этапа:
1 этап – подготовительный:
- Изучение проблемы по данному вопросу через изучение специальную методическую литературу
- Подбор детской литературы, дидактических и словесных игр в соответствии с возрастом детей
- Наблюдение за детьми во время чтения, игр, непосредственно-образовательной деятельности
- Изготовление картотек по играм, художественное слово (стихи, загадки, пословицы, проблемные ситуации и.т.д.)
- Изготовление схем электроприборов первой необходимости
- Написание консультаций, рекомендаций, буклетов для родителей
- Подготовка домашних заданий
2 этап – основной (март, апрель, май)
Реализация проекта через интеграцию образовательных областей: социализация, коммуникация, безопасность, здоровье, физическая культура, чтение художественной литературы, музыка, познание, художественное творчество.
3 этап – итоговый
Сюжетно-ролевая игра «Пожарные на учениях».
Дата проведения |
Непосредственно-образовательная деят-ть |
Групповая деят-ть |
Подгрупповая и индивидуальная деят-ть |
Связь со специалистами |
Работа с родителями |
Март 1 неделя |
«От искры сыр-бор разгорается». Цель: формировать знания об опасности шалости с огнем, об опасных последствиях пожара в доме, воспитывать осторожность в обращении с огнем. |
Чтение С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Цель: Знакомить детей с правилами пожарной безопасности через ознакомление с художественной литературы. |
Д/И «Составь целое». Цель: Учить детей из 4х частей составлять целое изображение (электроприборы). Развивать внимание, мышление. |
Физорг-п/и «Пожарные на учении». Цель: Совершенствовать умения лазать по гимнастической стенке, действовать по сигналу. |
Анкетирование родителей по теме «Пожарная безопасность». |
2 неделя |
|
Беседа «Опасности в д/с» (экскурсия по саду). Цель: Продолжать знакомить детей с местами, где может возникнуть пожар в д/с. |
Игровая ситуация «Если случилась беда». Цель: продолжать знакомить детей с правилами при пожаре и умении позвонить по телефону 01, воспитывать уважение к сложным спасениям. |
|
Домашнее задания: рисование на тему «Пожарная машина будущего». Цель: совершенствовать умение рисовать машины, развивать логическое мышление, фантазию. |
3 неделя |
«Чтобы не было беды». Цель: формировать представления об основных источниках опасности при пожаре, закреплять представление о «чрезвычайных» ситуациях, вос-ть чувство взаимопомощи. |
|
Чтение Л. Толстого «Пожарные собаки». Цель: Закреплять знания пожарной безопасности, и роль собак в спасении людей. |
Музыкальный руководитель – ритмическая пластика по потешке «Кошкин дом». Цель: учить выразительности движений, согласованности с музыкой. |
Консультация «Несчастные случаи». |
4 неделя |
|
Словесная игра «Доскажи словечко». Цель: расширять словарный запас, учить подбирать рифму, развивать память и мышление. |
Конструирование «Постройка гаража для пожарной машины». Цель: совершенствовать умения детей используя различный строительный материал строить гаражи по схеме, вос-ть уважение к труду пожарников. |
Физорг – подвижная игра «Мы будущие пожарники». Цель: вос-ть ловкость, смелость, выносливость. |
|
Апрель 1 неделя |
«Детские шалости с огнем и их последствия». Цель: зак-ть знания о правилах пожарной безопасности, отрабатывать последовательность действий в случае пожара, вос-ть в детях чувство смелости, отзывчивости. |
Беседа с использование плакатов «Как вести себя при пожаре». Цель: закреплять правила поведения при пожаре. |
Игра-имитация «Пожарные на учении». Цель: расширять умения детей раз-ть выразительность мимики и движений через пантомимику. |
|
Домашнее задание составить рассказ на тему «Коробка спичек хоть мала, но может сделать много бед». |
2 неделя |
|
Проигрывание ситуации «В доме возник пожар». Цель: корректировать тревожность как выраженное беспокойство в ожидании, каких либо опасных ситуаций. |
Игра «Кому, что нужно для работы». Цель: зак-ть знания о работе пожарных, спасателей, врачей (отмечать важность их работы), зак-ть названия предметов для их труда. Вос-ть уважение к труду. |
Психолог – упражнения на восстановления дыхания «Все будет хорошо!». Цель: создать условия для уменьшения интенсивности страхов, снятие стресса через упражнения. |
Памятка для родителей «Безопасность в вашем доме». |
3 неделя |
«Знает каждый гражданин этот номер – 01». Цель: знакомить детей с первичными действиями при обнаружении пожара, продолжать учить правильно, сообщать о пожаре по телефону, вос-ть уважение к труду служб спасения. |
Беседа «Труд пожарных». Цель: обобщить представление о труде взрослых (труд на пользу гос-ва – почетное нужное дело), расширять и углублять знания о труде пожарных, о правилах пожарной безопасности. |
Игра с мячом «Телефон». Цель: зак-ть правила общения по телефону, знание телефонов экстренных служб. |
|
Блиц-турнир для родителей «Вопрос-ответ». |
4 неделя |
|
Загадывание загадок на тему «Пожар». Цель: продолжать учить детей отгадывать загадки, раз-ть память и мышление. |
Чтение Т. Шарыгина «Осторожные сказки». Цель: закреплять правила личной безопасности. |
Муз. руководитель-игра имитация «Мы будущие спасатели». Цель: продолжать учить изображать действия служб спасения через жесты и мимику. |
Консультация «Правила поведения при пожаре». |
Май 1 неделя |
|
Рассматривание иллюстраций «Если возник пожар» (с опорой на художественные произведения). Цель: демонстрировать, какие ошибки совершают герои произведений, - как бы дети поступили в таких ситуациях. |
Игра «Предметы из сюжетов». Цель: раз-ть зрительное восприятие, логическое мышление, умение объяснять свой выбор, зак-ть опасные ситуации дома, во дворе, на улице. |
Физорг – спортивные соревнования «Пожарные на помощь!». Цель: рас-ть знания о свойствах и качествах предметов степени их воспламеняемости. Вос-ть у детей ловкость, быстроту при помощи подвижных игр. |
Изготовление книжек-малышек «Опасные электроприборы». |
2 неделя |
|
Заучивание отрывка из стих-ия С. Маршака «Пожар». Цель: раз-ть умение внимательно слушать и запоминать, читать наизусть выразительно четко проговаривая слова. |
Проведение опыта с горящей бумагой. Цель: зак-ть знания детей о правилах поведения во время пожара, и о единственном враге огня – воде, через проведение опыта. Привлекать детей к совместной деятельности. |
Психолог – упражнение «Расскажем и покажем». Цель: раз-ть умение детей соотносить слова и движения. |
Изготовление из бросового материала машин служб спасения. |
3 неделя |
Спортивное развлечение «Спасатели вперед!». Цель: закрепление элементарных правил пожарной безопасности. Раз-ть выносливость, смелость, фор-ть умение объединяться на основе общего интереса. |
Решение ситуативных задач. Цель: раз-ть понимание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде. Продолжать учить детей находить выход из сложившейся опасной ситуации. |
Решение кроссвордов. Цель: повторить правила пожарной безопасности, раз-ть память, мышление. |
|
Почитайте дети Б. С. Жидков «Дым». |
4 неделя |
|
Заучивание с детьми пословиц и поговорок о пожаре. Цель: зак-ть умение детей вести себя во время пожара, раз-ть память, фор-ть умение детей совместно заниматься каким либо видом деятельности. |
Игра «Доверие». Цель: вос-ть такие качества как спокойствие, доверие к людям, которые спасут, доверие к родителям которые любят своих детей. |
Муз. руководитель – игра драматизация по сказке «Кошкин дом». Цель: зак-ть знания о содержании сказки, умение передавать характеры и образы героев через мимику и жесты. Зак-ть знания о пожарной безопасности. |
Буклет для родителей «Правила поведения при возникновении пожара». |
Итоговое мероприятие: Спортивное развлечение с участием родителей «Пожарные на учении»