Главное меню

Яндекс.Метрика

Проект "Природа Сибири"

Проект по ознакомлению детей с природой родного края, формированию у них предпосылок экологического сознания.

ПРИРОДА СИБИРИ

старшая группа.

Тип проекта: информационно-практический.

 Вид проекта: информационно – познавательный

По продолжительности: долгосрочный (учебный год) .

 Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители

Актуальность проекта.

« То, что нам дарит наша земля и родная природа – рассветы и закаты, пение птиц, журчание ручейка, капельки росы на траве, ласковый ветерок в июльскую жару, морозные узоры на окнах зимой, нежные резные снежинки, курлыкающие караваны журавлей в небе осенью, белые лилии в речной заводи, грибы, ягоды и плоды, - всё это бесценное достояние нашего народа, и мы должны не только любить, ценить, восхищаться всем этим, но должны и понимать, что за ежедневной суетой нынешней непростой и не у всех счастливой жизни очень важно всё это беречь и хранить».

                                                                                          (Я Л.А. Владимирская.)

Природа – богатейшая кладовая, неоценимое богатство для  интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего ее познания. Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума.

В современных условиях, проблема эколого – краеведческого воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Заложить любовь к родному краю, к родной природе можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать нравственно – экологическое сознание маленькой личности.

Эколого – краеведческое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В нашем городе Братске и его окрестностях можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы.

Мы, считаем, что наши дети готовы к проявлению познавательной активности в плане краеведческой деятельности. 

ЦЕЛЬ: формирование у детей познавательного интереса к природе родного края, предпосылок экологического сознания, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности, создание в группе «Уголка природы родного края».

Интеграция образовательных областей:

1. Познание;

2. Художественное творчество;

3. Социализация;

4. Коммуникация;

5. Художественная литература;

6. Безопасность;

7. Физическая культура;

8. Музыка;

9. Труд.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с животными, рыбами, птицами, деревьями, ягодами, грибами родного края.

2.Познакомить с картой Прибайкалья.

3.Развивать интерес к природе Сибири, народным промыслам.

4.Развивать художественное творчество детей.

5.Осуществлять нравственное, патриотическое, социальное, коммуникативное и эстетическое развитие личности ребенка.

6.Развивать речь детей: обогащать и активизировать словарь, способствовать повышению выразительности речи.

7.Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к красоте и богатству родного края;

8.Воспитывать у детей бережное отношение к природе, чувство ответственности и гордости за свой край.

В перспективе - продолжать пополнять знания детей о своей «Малой Родине»; продолжить оснащение «Уголка природы родного края» дидактическими играми, наглядным материалом.

Ожидаемый результат:

1.Создание «Уголка природы родного края»;

2.Приобретение детьми знаний о природе родного края;

3.Начальные предпосылки экологического сознания;

4.Проявления у детей бережного отношения к природе;

5.Расширение словарного запаса, через беседы и чтение художественной литературы о родном крае;

6.Оснащение предметно-развивающей среды, через изготовление дидактических игр, наглядного материала, костюмов и создание презентаций по данной теме.

Этапы работы:

На подготовительном этапе -

1.Изучение педагогической и краеведческой литературы по данной теме;

2.Определение направлений по работе с детьми и родителями; Подбор наглядного демонстрационного материала;

3.Подбор детской художественной литературы о родном крае;

4.Подбор подвижных игр по данной тематике;

5.Составление плана экскурсий в пределах города.

На практическом этапе -

1.Проведение с детьми НОД по теме проекта (в каждом месяце в течение одной недели) ;

2.Изготовление папок с демонстрационным материалом: «Дикие животные Сибири», «Рыбы Байкала», «Растения Сибири», «Ягоды и грибы», «Профессии», «Туризм», «Байкальские промыслы».

3.Художественно-продуктивная деятельность по теме недели, изготовление книжек – малышек в «Уголок природы», изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм;

4.Создание подборки художественной литературы, чтение сказок, рассказав, стихов по теме;

5.Работа с родителями по изготовлению наглядного материала в «Уголок природы»;

6.Создание «Уголка природы родного края» в группе;

7.Консультации для родителей о значимости и необходимости знакомства детей с Малой Родиной;

8.Помещение в уголок для родителей информации по теме недели и проводимых по данной теме НОД, цели и задачи поставленные НОД.

На заключительном этапе -

1.Сообщение из опыта работы на тему «Реализация регионального компонента» для педагогов;

2.Презентация «Уголка природы родного края» для родителей и педагогов;

3.Выставка детских работ;

4.Открытое педагогическое мероприятие для родителей и педагогов «Я люблю свой край»;

5.Анализ работы по реализации проекта;

Мероприятия по реализации проекта по образовательным областям -

Познание

«Животные Сибири»; «Озеро Байкал – жемчужина Сибири»; «Деревья Сибири»; «Воды – реки Байкала»; «Богатства лесов Прибайкалья»; «Прогулка в весенний лес»; «Наши пернатые друзья» и др.

Дидактические игры–

«Пятый лишний» (животные родного края + животное Африки, или рыбы Байкала + акула и т. п.) ; «Кто, где живёт? »; «Собери рыбака на рыбалку»; «Будь внимательным» (какой рыбки (животного, цветка, дерева… не стало) ; «Рыбалка» (назови, какую рыбку поймал, «Съедобные – несъедобные грибы, ягоды»;

Коммуникация

Беседы –

«Растительный мир Прибайкалья»; «Мой родной Братск»; «Люди труда на Байкале»; «Наш ЛПК» - деревоперерабатывающее производство; «Зимний парк»; «Краса ненаглядная – байкальские промыслы»; «Придумываем сказки о Байкале» и др.

Словесные игры –

«Я знаю десять названий животных, птиц, деревьев, рыб и т. п. », «Бегает, летает, плавает», «Отгадай, какая птица (животное, дерево, рыба? » - ребёнок описывает птицу, дети отгадывают, «Овощи – фрукты», «Что, где растёт? (на огороде, в саду, в лесу) », «Назови детёныша».

Художественное творчество

Рисование – «Плыви, плыви кораблик», «Нерпёнок», «Зимний лес», «Цветы на лугу», «Сосна», «Букет из вербы».

Лепка – «Нерпа на камне» (солёное тесто, «Животные леса» (пластилин), «Горы и Байкал»    ( налеп), «К кормушке прилетели птицы».

Аппликация – «Реки Байкала», «Рыбы в озере», «Снегири на ветке рябины», «Ёлочки и ели», «Цветы багульника».

Детское творчество – «Книжки – малышки», в которых дети сами придумывали рассказы о родном крае и рисовали сюжеты к своим сочинениям.

Ручной труд – поделки из природного материала (шишки ели, сосны, семена ясеня, кормушки для птиц (пластиковые бутылки, коробки из под сока, проволока) .

Социализация –

сюжетно–ролевые игры «Исследователи на Байкале»; «Путешествие по Байкалу»; «Магазин сувениров»; «Рыбаки»; «Экологи».

Художественная литература –

чтение сказок, стихов, притч о Сибири, озере Байкал (В. Стародумов «Ангарские бусы», «Хвойная невеста», «Омулёвая бочка»; М. Митюков «Беречь Байкал - святое дело! », Т. Долбунова «Вдоль Байкала… »; А. Кузнецова «Детёныш нерпы… » и др.).

Безопасность – «Ядовитые грибы (ягода, растения) »; «Взаимосвязи и взаимодействие в природе»; «Будем беречь, и охранять природу»; «Правила поведения в лесу»; «После отдыха на Байкале» - воспитание природоохранного поведения; «Безопасность у воды» и др.

Физическая культура

подвижные игры – «Рыбаки и рыбки», «С кочки на кочку», «Совушка», «Караси и щука», «Перелёт птиц», «К дереву беги», «Охотники и зайцы», «Лисонька, ты где? », «Ручеёк», «Удочка».

Музыка –

Слушание - музыки «Времена года», песни «Славное море – священный Байкал», подборку звуков природы, русских народных мелодий, голоса птиц, животных.

Труд –

«Убираем листву»; «Собираем мусор»; «Высаживаем рассаду на клумбу»; «Огород на окне»; «Садим горох, укроп, лук»; «Утепляем корни деревьев снегом»…


Работа с родителями -

Родителям предлагалось:

1. Помочь в изготовлении макетов - «Животные Прибайкалья», «Озеро Байкал»;

2. Помочь детям разучивать стихи;

3. Помочь в сборе картинок для дид. игр, сувениров, поделок для «Уголка природы»;

4. Приносить в группу для чтения и рассматривания книги, энциклопедии о родном крае;

5. Сшить костюмы для с- ролевых игр (плащи рыбаков, клубничка, рыбка) ;

6. Помочь в изготовлении масок-шапочек для п/игр;

7. Принять участие в экскурсиях в парк ( развешивание кормушек), на горнолыжную базу ( во время новогодних праздников)

8. Напоминать детям, ежедневно брать корм для птиц (зимой)

9. Активно интересоваться жизнью ребёнка в группе.

cveti


Авторское право © 2020. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №109.