Главное меню

Наши именинники

 СЕНТЯБРЬ

Радужка

Гриценко Константин

Дружная семейка

Иншин Кирилл

Сергеева Янина

Улыбка

Гаценко Иван

Сидельников Леонид

Огоньки

Левин Олег

Петрусь Илья

Островок

Крашанинников Михаил

Теремок

Долгушев Владислав 

Дюпин Самсон

Засухина Вероника

Конычева Анастасия

Савватеева Олеся

Семицветик

Звездочки

Терентьев Алексей

Лесовичок

Большаков Тимур

Копытков Максим

Марков Данил

Крамар Валерия 

Светлячки

Галтышкин Михаил 

Дротенко Иван

Солнышко

Акулова Вероника

Акулова Виолетта

Смирнова Елизавета

Яндекс.Метрика

Проект "Природа Сибири"

Проект по ознакомлению детей с природой родного края, формированию у них предпосылок экологического сознания.

ПРИРОДА СИБИРИ

старшая группа.

Тип проекта: информационно-практический.

 Вид проекта: информационно – познавательный

По продолжительности: долгосрочный (учебный год) .

 Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители

Актуальность проекта.

« То, что нам дарит наша земля и родная природа – рассветы и закаты, пение птиц, журчание ручейка, капельки росы на траве, ласковый ветерок в июльскую жару, морозные узоры на окнах зимой, нежные резные снежинки, курлыкающие караваны журавлей в небе осенью, белые лилии в речной заводи, грибы, ягоды и плоды, - всё это бесценное достояние нашего народа, и мы должны не только любить, ценить, восхищаться всем этим, но должны и понимать, что за ежедневной суетой нынешней непростой и не у всех счастливой жизни очень важно всё это беречь и хранить».

                                                                                          (Я Л.А. Владимирская.)

Природа – богатейшая кладовая, неоценимое богатство для  интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего ее познания. Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума.

В современных условиях, проблема эколого – краеведческого воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Заложить любовь к родному краю, к родной природе можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать нравственно – экологическое сознание маленькой личности.

Эколого – краеведческое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В нашем городе Братске и его окрестностях можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы.

Мы, считаем, что наши дети готовы к проявлению познавательной активности в плане краеведческой деятельности. 

ЦЕЛЬ: формирование у детей познавательного интереса к природе родного края, предпосылок экологического сознания, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности, создание в группе «Уголка природы родного края».

Интеграция образовательных областей:

1. Познание;

2. Художественное творчество;

3. Социализация;

4. Коммуникация;

5. Художественная литература;

6. Безопасность;

7. Физическая культура;

8. Музыка;

9. Труд.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с животными, рыбами, птицами, деревьями, ягодами, грибами родного края.

2.Познакомить с картой Прибайкалья.

3.Развивать интерес к природе Сибири, народным промыслам.

4.Развивать художественное творчество детей.

5.Осуществлять нравственное, патриотическое, социальное, коммуникативное и эстетическое развитие личности ребенка.

6.Развивать речь детей: обогащать и активизировать словарь, способствовать повышению выразительности речи.

7.Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к красоте и богатству родного края;

8.Воспитывать у детей бережное отношение к природе, чувство ответственности и гордости за свой край.

В перспективе - продолжать пополнять знания детей о своей «Малой Родине»; продолжить оснащение «Уголка природы родного края» дидактическими играми, наглядным материалом.

Ожидаемый результат:

1.Создание «Уголка природы родного края»;

2.Приобретение детьми знаний о природе родного края;

3.Начальные предпосылки экологического сознания;

4.Проявления у детей бережного отношения к природе;

5.Расширение словарного запаса, через беседы и чтение художественной литературы о родном крае;

6.Оснащение предметно-развивающей среды, через изготовление дидактических игр, наглядного материала, костюмов и создание презентаций по данной теме.

Этапы работы:

На подготовительном этапе -

1.Изучение педагогической и краеведческой литературы по данной теме;

2.Определение направлений по работе с детьми и родителями; Подбор наглядного демонстрационного материала;

3.Подбор детской художественной литературы о родном крае;

4.Подбор подвижных игр по данной тематике;

5.Составление плана экскурсий в пределах города.

На практическом этапе -

1.Проведение с детьми НОД по теме проекта (в каждом месяце в течение одной недели) ;

2.Изготовление папок с демонстрационным материалом: «Дикие животные Сибири», «Рыбы Байкала», «Растения Сибири», «Ягоды и грибы», «Профессии», «Туризм», «Байкальские промыслы».

3.Художественно-продуктивная деятельность по теме недели, изготовление книжек – малышек в «Уголок природы», изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм;

4.Создание подборки художественной литературы, чтение сказок, рассказав, стихов по теме;

5.Работа с родителями по изготовлению наглядного материала в «Уголок природы»;

6.Создание «Уголка природы родного края» в группе;

7.Консультации для родителей о значимости и необходимости знакомства детей с Малой Родиной;

8.Помещение в уголок для родителей информации по теме недели и проводимых по данной теме НОД, цели и задачи поставленные НОД.

На заключительном этапе -

1.Сообщение из опыта работы на тему «Реализация регионального компонента» для педагогов;

2.Презентация «Уголка природы родного края» для родителей и педагогов;

3.Выставка детских работ;

4.Открытое педагогическое мероприятие для родителей и педагогов «Я люблю свой край»;

5.Анализ работы по реализации проекта;

Мероприятия по реализации проекта по образовательным областям -

Познание

«Животные Сибири»; «Озеро Байкал – жемчужина Сибири»; «Деревья Сибири»; «Воды – реки Байкала»; «Богатства лесов Прибайкалья»; «Прогулка в весенний лес»; «Наши пернатые друзья» и др.

Дидактические игры–

«Пятый лишний» (животные родного края + животное Африки, или рыбы Байкала + акула и т. п.) ; «Кто, где живёт? »; «Собери рыбака на рыбалку»; «Будь внимательным» (какой рыбки (животного, цветка, дерева… не стало) ; «Рыбалка» (назови, какую рыбку поймал, «Съедобные – несъедобные грибы, ягоды»;

Коммуникация

Беседы –

«Растительный мир Прибайкалья»; «Мой родной Братск»; «Люди труда на Байкале»; «Наш ЛПК» - деревоперерабатывающее производство; «Зимний парк»; «Краса ненаглядная – байкальские промыслы»; «Придумываем сказки о Байкале» и др.

Словесные игры –

«Я знаю десять названий животных, птиц, деревьев, рыб и т. п. », «Бегает, летает, плавает», «Отгадай, какая птица (животное, дерево, рыба? » - ребёнок описывает птицу, дети отгадывают, «Овощи – фрукты», «Что, где растёт? (на огороде, в саду, в лесу) », «Назови детёныша».

Художественное творчество

Рисование – «Плыви, плыви кораблик», «Нерпёнок», «Зимний лес», «Цветы на лугу», «Сосна», «Букет из вербы».

Лепка – «Нерпа на камне» (солёное тесто, «Животные леса» (пластилин), «Горы и Байкал»    ( налеп), «К кормушке прилетели птицы».

Аппликация – «Реки Байкала», «Рыбы в озере», «Снегири на ветке рябины», «Ёлочки и ели», «Цветы багульника».

Детское творчество – «Книжки – малышки», в которых дети сами придумывали рассказы о родном крае и рисовали сюжеты к своим сочинениям.

Ручной труд – поделки из природного материала (шишки ели, сосны, семена ясеня, кормушки для птиц (пластиковые бутылки, коробки из под сока, проволока) .

Социализация –

сюжетно–ролевые игры «Исследователи на Байкале»; «Путешествие по Байкалу»; «Магазин сувениров»; «Рыбаки»; «Экологи».

Художественная литература –

чтение сказок, стихов, притч о Сибири, озере Байкал (В. Стародумов «Ангарские бусы», «Хвойная невеста», «Омулёвая бочка»; М. Митюков «Беречь Байкал - святое дело! », Т. Долбунова «Вдоль Байкала… »; А. Кузнецова «Детёныш нерпы… » и др.).

Безопасность – «Ядовитые грибы (ягода, растения) »; «Взаимосвязи и взаимодействие в природе»; «Будем беречь, и охранять природу»; «Правила поведения в лесу»; «После отдыха на Байкале» - воспитание природоохранного поведения; «Безопасность у воды» и др.

Физическая культура

подвижные игры – «Рыбаки и рыбки», «С кочки на кочку», «Совушка», «Караси и щука», «Перелёт птиц», «К дереву беги», «Охотники и зайцы», «Лисонька, ты где? », «Ручеёк», «Удочка».

Музыка –

Слушание - музыки «Времена года», песни «Славное море – священный Байкал», подборку звуков природы, русских народных мелодий, голоса птиц, животных.

Труд –

«Убираем листву»; «Собираем мусор»; «Высаживаем рассаду на клумбу»; «Огород на окне»; «Садим горох, укроп, лук»; «Утепляем корни деревьев снегом»…


Работа с родителями -

Родителям предлагалось:

1. Помочь в изготовлении макетов - «Животные Прибайкалья», «Озеро Байкал»;

2. Помочь детям разучивать стихи;

3. Помочь в сборе картинок для дид. игр, сувениров, поделок для «Уголка природы»;

4. Приносить в группу для чтения и рассматривания книги, энциклопедии о родном крае;

5. Сшить костюмы для с- ролевых игр (плащи рыбаков, клубничка, рыбка) ;

6. Помочь в изготовлении масок-шапочек для п/игр;

7. Принять участие в экскурсиях в парк ( развешивание кормушек), на горнолыжную базу ( во время новогодних праздников)

8. Напоминать детям, ежедневно брать корм для птиц (зимой)

9. Активно интересоваться жизнью ребёнка в группе.

cveti


Авторское право © 2019. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №109.