Вы здесь: Главная
Мастерская педагога
Татаренко Ольга Александровна
Делюсь опытом с коллегами
Проект "Природа Сибири"




ПРИРОДА СИБИРИ
Тип проекта: информационно-практический.
Вид проекта: информационно – познавательный
По продолжительности: долгосрочный (учебный год) .
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители
Актуальность проекта.
« То, что нам дарит наша земля и родная природа – рассветы и закаты, пение птиц, журчание ручейка, капельки росы на траве, ласковый ветерок в июльскую жару, морозные узоры на окнах зимой, нежные резные снежинки, курлыкающие караваны журавлей в небе осенью, белые лилии в речной заводи, грибы, ягоды и плоды, - всё это бесценное достояние нашего народа, и мы должны не только любить, ценить, восхищаться всем этим, но должны и понимать, что за ежедневной суетой нынешней непростой и не у всех счастливой жизни очень важно всё это беречь и хранить».
(Я Л.А. Владимирская.)
Природа – богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего ее познания. Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума.
В современных условиях, проблема эколого – краеведческого воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Заложить любовь к родному краю, к родной природе можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать нравственно – экологическое сознание маленькой личности.
Эколого – краеведческое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В нашем городе Братске и его окрестностях можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы.
Мы, считаем, что наши дети готовы к проявлению познавательной активности в плане краеведческой деятельности.
ЦЕЛЬ: формирование у детей познавательного интереса к природе родного края, предпосылок экологического сознания, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности, создание в группе «Уголка природы родного края».
Интеграция образовательных областей:
1. Познание;
2. Художественное творчество;
3. Социализация;
4. Коммуникация;
5. Художественная литература;
6. Безопасность;
7. Физическая культура;
8. Музыка;
9. Труд.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с животными, рыбами, птицами, деревьями, ягодами, грибами родного края.
2.Познакомить с картой Прибайкалья.
3.Развивать интерес к природе Сибири, народным промыслам.
4.Развивать художественное творчество детей.
5.Осуществлять нравственное, патриотическое, социальное, коммуникативное и эстетическое развитие личности ребенка.
6.Развивать речь детей: обогащать и активизировать словарь, способствовать повышению выразительности речи.
7.Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к красоте и богатству родного края;
8.Воспитывать у детей бережное отношение к природе, чувство ответственности и гордости за свой край.
В перспективе - продолжать пополнять знания детей о своей «Малой Родине»; продолжить оснащение «Уголка природы родного края» дидактическими играми, наглядным материалом.
Ожидаемый результат:
1.Создание «Уголка природы родного края»;
2.Приобретение детьми знаний о природе родного края;
3.Начальные предпосылки экологического сознания;
4.Проявления у детей бережного отношения к природе;
5.Расширение словарного запаса, через беседы и чтение художественной литературы о родном крае;
6.Оснащение предметно-развивающей среды, через изготовление дидактических игр, наглядного материала, костюмов и создание презентаций по данной теме.
Этапы работы:
На подготовительном этапе -
1.Изучение педагогической и краеведческой литературы по данной теме;
2.Определение направлений по работе с детьми и родителями; Подбор наглядного демонстрационного материала;
3.Подбор детской художественной литературы о родном крае;
4.Подбор подвижных игр по данной тематике;
5.Составление плана экскурсий в пределах города.
На практическом этапе -
1.Проведение с детьми НОД по теме проекта (в каждом месяце в течение одной недели) ;
2.Изготовление папок с демонстрационным материалом: «Дикие животные Сибири», «Рыбы Байкала», «Растения Сибири», «Ягоды и грибы», «Профессии», «Туризм», «Байкальские промыслы».
3.Художественно-продуктивная деятельность по теме недели, изготовление книжек – малышек в «Уголок природы», изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм;
4.Создание подборки художественной литературы, чтение сказок, рассказав, стихов по теме;
5.Работа с родителями по изготовлению наглядного материала в «Уголок природы»;
6.Создание «Уголка природы родного края» в группе;
7.Консультации для родителей о значимости и необходимости знакомства детей с Малой Родиной;
8.Помещение в уголок для родителей информации по теме недели и проводимых по данной теме НОД, цели и задачи поставленные НОД.
На заключительном этапе -
1.Сообщение из опыта работы на тему «Реализация регионального компонента» для педагогов;
2.Презентация «Уголка природы родного края» для родителей и педагогов;
3.Выставка детских работ;
4.Открытое педагогическое мероприятие для родителей и педагогов «Я люблю свой край»;
5.Анализ работы по реализации проекта;
Мероприятия по реализации проекта по образовательным областям -
Познание
«Животные Сибири»; «Озеро Байкал – жемчужина Сибири»; «Деревья Сибири»; «Воды – реки Байкала»; «Богатства лесов Прибайкалья»; «Прогулка в весенний лес»; «Наши пернатые друзья» и др.
Дидактические игры–
«Пятый лишний» (животные родного края + животное Африки, или рыбы Байкала + акула и т. п.) ; «Кто, где живёт? »; «Собери рыбака на рыбалку»; «Будь внимательным» (какой рыбки (животного, цветка, дерева… не стало) ; «Рыбалка» (назови, какую рыбку поймал, «Съедобные – несъедобные грибы, ягоды»;
Коммуникация
Беседы –
«Растительный мир Прибайкалья»; «Мой родной Братск»; «Люди труда на Байкале»; «Наш ЛПК» - деревоперерабатывающее производство; «Зимний парк»; «Краса ненаглядная – байкальские промыслы»; «Придумываем сказки о Байкале» и др.
Словесные игры –
«Я знаю десять названий животных, птиц, деревьев, рыб и т. п. », «Бегает, летает, плавает», «Отгадай, какая птица (животное, дерево, рыба? » - ребёнок описывает птицу, дети отгадывают, «Овощи – фрукты», «Что, где растёт? (на огороде, в саду, в лесу) », «Назови детёныша».
Художественное творчество
Рисование – «Плыви, плыви кораблик», «Нерпёнок», «Зимний лес», «Цветы на лугу», «Сосна», «Букет из вербы».
Лепка – «Нерпа на камне» (солёное тесто, «Животные леса» (пластилин), «Горы и Байкал» ( налеп), «К кормушке прилетели птицы».
Аппликация – «Реки Байкала», «Рыбы в озере», «Снегири на ветке рябины», «Ёлочки и ели», «Цветы багульника».
Детское творчество – «Книжки – малышки», в которых дети сами придумывали рассказы о родном крае и рисовали сюжеты к своим сочинениям.
Ручной труд – поделки из природного материала (шишки ели, сосны, семена ясеня, кормушки для птиц (пластиковые бутылки, коробки из под сока, проволока) .
Социализация –
сюжетно–ролевые игры «Исследователи на Байкале»; «Путешествие по Байкалу»; «Магазин сувениров»; «Рыбаки»; «Экологи».
Художественная литература –
чтение сказок, стихов, притч о Сибири, озере Байкал (В. Стародумов «Ангарские бусы», «Хвойная невеста», «Омулёвая бочка»; М. Митюков «Беречь Байкал - святое дело! », Т. Долбунова «Вдоль Байкала… »; А. Кузнецова «Детёныш нерпы… » и др.).
Безопасность – «Ядовитые грибы (ягода, растения) »; «Взаимосвязи и взаимодействие в природе»; «Будем беречь, и охранять природу»; «Правила поведения в лесу»; «После отдыха на Байкале» - воспитание природоохранного поведения; «Безопасность у воды» и др.
Физическая культура –
подвижные игры – «Рыбаки и рыбки», «С кочки на кочку», «Совушка», «Караси и щука», «Перелёт птиц», «К дереву беги», «Охотники и зайцы», «Лисонька, ты где? », «Ручеёк», «Удочка».
Музыка –
Слушание - музыки «Времена года», песни «Славное море – священный Байкал», подборку звуков природы, русских народных мелодий, голоса птиц, животных.
Труд –
«Убираем листву»; «Собираем мусор»; «Высаживаем рассаду на клумбу»; «Огород на окне»; «Садим горох, укроп, лук»; «Утепляем корни деревьев снегом»…
Работа с родителями -
Родителям предлагалось:
1. Помочь в изготовлении макетов - «Животные Прибайкалья», «Озеро Байкал»;
2. Помочь детям разучивать стихи;
3. Помочь в сборе картинок для дид. игр, сувениров, поделок для «Уголка природы»;
4. Приносить в группу для чтения и рассматривания книги, энциклопедии о родном крае;
5. Сшить костюмы для с- ролевых игр (плащи рыбаков, клубничка, рыбка) ;
6. Помочь в изготовлении масок-шапочек для п/игр;
7. Принять участие в экскурсиях в парк ( развешивание кормушек), на горнолыжную базу ( во время новогодних праздников)
8. Напоминать детям, ежедневно брать корм для птиц (зимой)
9. Активно интересоваться жизнью ребёнка в группе.